Каждому отпущен свой срок, и рано или поздно всем придется покинуть этот бренный мир.
Отношение к смерти у старых людей на Руси всегда было философско-спокойное. «Не бойся смерти, бойся грехов», — говорили в народе. Смерти не боялись, а готовились к ней загодя. Однако, соблюдали определенные правила поведения, чтобы беду не накликать, которые позже трансформировались в народные приметы. Вот что не рекомендовали делать, чтобы не случилось беды:
  • не оставлять в поле незасеянным кусок земли,
  • подушку на стол не класть,
  • тринадцатым за стол не садиться,
  • избу в два веника не мести,
  • кольца обручального не терять,
  • не начинать строить дом на старости лет,
  • не рубить в старом доме новые окна.
Чтобы в новом доме никто не умер, на первую ночь в доме запирали петуха или кошку.
А вообще «Ешь вполсыта, пей вполпьяна — проживешь век дополна».
Легкая смерть в кругу семьи, в своей постели расценивалась как награда за благочестивую жизнь, трудная смерть считалась уделом грешников. Предсмертные страдания предписывались также борьбе между дьяволом и ангелом за душу умирающего. Чтобы облегчить душе путь к Богу, в руку страдальцу вкладывали свечу и кадили вокруг него ладаном.
В доме, где лежал умирающий, вынимали все ключи из замочных скважин и открывали двери и окна, чтобы душа человека без помех могла покинуть тело.
Когда человек отдавал Богу душу, его обязательно обмывали, чтобы он предстал перед Господом чистый душой и телом.
При омовении усопшего соблюдались строгие правила. Покойника клали ногами к’ печи и 2-3 раза обмывали теплой водой с мылом из нового глиняного горшка. Вода, которой мыли покойника, становилась «мертвой», и ее выливали куда-нибудь подальше, чтобы здоровый человек не наступил на это место, а так же чтобы колдун не взял ее себе для наведения порчи.
Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок и полы после выноса покойника из дома.
От других атрибутов омовения так же старались поскорее избавиться.
В гроб покойнику кладут его ‘ крестильный нательный крестик, образок, венчик на лоб, свечи и «рукописание» — написанную молитву, отпускающую грехи. В руки дают полотенце (платок), чтобы усопший мог пот с лица вытереть во время Страшного суда. Кто умер на Пасху — яичко в руку.
Хоронят покойника обычно в белой одежде, олицетворяющей младенческую чистоту христианской души.
Строго соблюдалась примета: не делать гроб больше покойника, иначе другой покойник будет.
В доме в знак траура занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала, чтобы душа человека не осталась запертой по ту сторону зеркала. Также останавливают все часы в знак того, что жизненный путь человека завершен.
Перед похоронами с человеком приходят проститься его знакомые и родственники, но за 20 минут до выноса тела с умершим должны остаться только самые близкие родственники.
В доме, где лежит покойник, не метут полы. Сор при покойнике из дома вынести — всех из дома выносить.
Готовясь к выносу тела, сначала выносят из дома венки и портрет покойного, затем крышку гроба (узкой частью вперед), а уж в конце сам гроб (покойника выносят вперед ногами). При этом нельзя задевать пороги и косяки, чтобы у покойника не было соблазна вернуться домой.
«Покойник один из дома вон», — говорят вынося его и запирая в доме на время жильцов.
По старой традиции, нельзя выносить покойника до полудня и после захода солнца, чтобы заходящее солнце могло «захватить» умершего с собой.
Родным нельзя нести гроб, чтобы покойник не увел за собой в могилу кровного родственника.
После выноса гроба из дома обязательно моют все полы (раньше мыли одной ‘ водой не только полы, но и весь дом).
Путь траурной процессии к кладбищу устилают еловыми ветвями, которые служат оберегом, гарантией того, что покойник не будет «ходить», не вернется по своему следу.
На похоронах принято одаривать присутствующих пирогами, конфетами, носовыми платками.
Это ни что иное как раздача милостыни, которая обязывает принявших ее помолиться за усопшего. При этом молящиеся берут на себя часть грехов покойного.
Придя домой после похорон, нужно погреть руки, чтобы не занести в дом могильного холода.
После поминок 40 дней хмельного в рот не берут. На поминках же пьют только водку, а пришедших обязательно кормят блинами и кутьей.
Для души покойника на стол ставят стопку с водкой, накрытую ломтем хлеба. Стоять она должна 40 дней, пока еще душа человека окончательно не покинула этот мир.
На поминках долго не задерживаются.
Шесть недель после похорон на подоконнике должен стоять стакан с водой, а на углу дома, снаружи у окна висеть полотенце, чтобы душа до поминок могла купаться и утираться.
На сороковой день душа умершего является в свой дом на целые сутки и уходит лишь после так называемых проводин. Если их не устроить, покойник будет мучиться.
Через шесть недель после смерти пекут «лесенки» из теста, чтобы помочь душе взобраться на небо.
По русской традиции, в народном месяцеслове существуют специальные дни, в которые православные поминают тех, кто переселился в мир иной.
Кроме поминок на третий, девятый и сороковой дни, отмечают полугодовину, годовину и родительские дни, когда совершается всеобщее поминовение усопших.
Днями сугубого (особого) поминовения усопшего являются пять вселенских суббот. Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого Поста. Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). Родительские вторая, третья и четвертая субботы Великого Поста.
Еще есть частные родительские дни:

а) Вторник Фоминой недели (Радоница) — девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи недели);
б) 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи (полагается строгий пост);
в) Дмитриевская родительская суббота совершается за неделю перед 8 ноября — днем великомученика Димитрия Солунского.

Метки:                                     

Добавить комментарий