Как отпевают фальшивые священники
АВТОР СТАТЬИ
Иерей Константин Пархоменко
Несколько дней назад приходит человек: «Вы, батюшки, совсем зажрались и обнаглели, вот что я хочу вам сказать…»
Спрашиваю, что вызвало такую его бурную реакцию. Объясняет, что позавчера присутствовал на отпевании в соседнем с нашим храмом морге (через дорогу от нашего собора). Взяли большие деньги, священник десять минут что-то равнодушно-невнятно спел и махнул рукой: «Закрывайте гроб».
Мой собеседник рубит воздух ладонью: «Я и раньше предполагал, а теперь точно уверен, что в вашей Церкви все обманщики и вымогатели. Эта ваша Церковь просто какой-то к-к-комбинат по вымогательству денег…»
Я мог дальше не слушать этого человека. Он не первый и даже не пятидесятый за эти годы… Просто через дорогу, при морге, действует шайка дельцов, совершающих незаконные и неблагодатные отпевания. К сожалению, не только в нашем морге, но и во многих других по всей стране. Такой, знаете, дополнительный бизнес администрации. Устраивают на «своей» территории часовню и… вперед.
Откуда они берут священников? Часто это какие-то раскольники, лишенные сана, или находящиеся под запрещением священники. Еще чаще – самозванцы, может быть, кто-то из своих сотрудников. Сходят в церковь, посмотрят, как это делается, распечатают из Интернета текст опевания или панихиды – и «шаманят». Так, во всяком случае, назвал это действо один случайный мой собеседник, который и сам этим делом промышлял.
Люди доверяют, им в голову не может прийти, что их попросту обманывают, но делается это именно так.
Почему, как кто-то иногда спрашивает, мы, то есть законные представители Русской Православной Церкви, не можем повлиять на эту ситуацию? А как мы можем повлиять? Морг – территория, не подведомственная нам, всякие увещевания заканчиваются со стороны этих дельцов угрозами в наш адрес. Несколько раз мы пытались повлиять на ситуацию в нашем морге, но в ответ слышали: «Будете лезть в наш бизнес, мы вас просто убьем». Год назад ключарь собора предпринял очередную попытку. В ответ услышал: «Вам уже десять раз говорили, не лезьте сюда, жить надоело?»
Все, что мы можем, это говорить об этом людям. Говорим, призываем, 15 лет назад митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн выпустил по этому вопросу официальный циркуляр, в котором запрещалось совершать отпевания в моргах. Только что пришедший после него на кафедру митрополит Владимир в своем интервью об этом официально высказался:
«Имеется проблема в больницах – отпевают в моргах, но неизвестно, какие священники, иногда неканонические или запрещенные. Они берут деньги, отпевают неграмотно, как попало, люди понимают, что они обмануты.
Имеется масса всяких сект, раскольников, любители легкой наживы – они просто мешают священникам исполнять свои обязанности».
Потом митрополит Владимир множество раз и высказывался об этом, и предупреждал людей… Все бесполезно. Идут, отпевают, а потом приходят к нам жаловаться. И везде рассказывают, какие в Церкви нечестные священники.
Вот и несколько дней назад, на ежегодном Епархиальном собрании (23 декабря 2011-го), Святейший Патриарх Кирилл поднял эту тему:
Патриарх Кирилл:
По-прежнему труднорешаемой остается проблема отпевания в моргах. Довольно часто воцерковленные люди, присутствовавшие на таких «отпеваниях», задают вопрос: Можно ли считать, что по новопреставленному совершено действенное отпевание, если служивший «священник», судя по многим признакам, таковым не является?..
В 2009 году на Епархиальном собрании поднимался вопрос о ситуации в моргах. К сожалению, нередки случаи, когда в ритуальных комнатах при этих заведениях действуют клирики сомнительного канонического статуса, священнослужители, запрещенные или лишенные сана, а подчас и вовсе обманщики, ряженные в священнические одежды.
Несмотря на остроту вопроса, он так и не был разрешен в минувшие два года.
Более того, не кто иной, как руководитель комиссии при Епархиальном совете по благотворительности и социальному служению, свидетельствует, что несколько недель назад в одном из больничных моргов города ему отказали в возможности отпевать прихожанина, сославшись на то, что «у больницы есть свои священники».
Ситуация осложняется тем, что духовенство неспособно своими усилиями преодолеть имеющиеся сложности. Священники не имеют полномочий обязать руководство больниц отказаться от услуг неправомочно служащих там клириков и предоставить возможность священнодействовать каноническому духовенству.
Между тем в нынешнем году было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
На основании данного общего документа возможно заключение частных договоров между конкретными приходами и больницами, что позволит исправить сложившуюся печальную ситуацию. Поручаю архиереям, ответственным за благочиния, в срочном порядке заняться решением этого вопроса.
Это, дорогие, может быть, в малой степени касается всех читающих эту запись. Мы с вами люди церковные и наверняка принесем почившего в храм или позаботимся, чтобы чин отпевания совершил законный священник. Но мы с вами имеем родственников, друзей, коллег, которые могут попасть в число жертв этого кощунственного беззакония.
Собственно, эту запись я и сделал для того, чтобы вы их предупредили!
Еще один важный момент: Не все, отпевания в моргах беззаконны. При некоторых больницах и моргах есть официальные больничные храмы и часовни, принадлежащие Русской Православной Церкви.
Очень легко узнать, принадлежит ли храм или часовня Епархии, позвонив туда. Телефоны Епархий есть в Интернете.
Обычно больничные храмы и часовни приписаны к какому-то храму. Очень легко позвонить в этот храм и спросить: «Скажите, часовня при … больнице действует от вашего храма?»
И вам объяснят, с кем вы имеете дело: с самозванцами или, действительно, с законными священнослужителями, действующими по благословению священноначалия.
И еще один полезный совет. Всегда можно «проверить» священника, с которым вы общаетесь. Действительно ли он является священником или самозванцем. Для этого достаточно задать вопрос по богослужению.
Например: Какие частицы вынимаются на Литургии из второй просфоры?
Ответ: Из второй просфоры вынимается одна частица, в честь Божией Матери.
Или другой вопрос, предложите человеку, называющему себя батюшкой, продолжить предложение: Благообразный Иосиф…
Это часть монолога, который наизусть произносит священник во время Великого входа, то есть каждый раз, когда совершает Литургию. Эти слова обязательно знает всякий священник, который служит Литургию. А если священник Литургию не служит, это… в общем, это нонсенс.
Ответ: …с древа снем Пречистое Тело Твое.
Словом, узнать, с настоящим ли священником вы имеете дело или с самосвятом, очень просто. Правда, в случае с раскольниками это не поможет, они совершают Литургию по нашему чину. Но «раскрыть», является ли священником попутчик в поезде или некий бородатый встречный, собирающий пожертвования на абстрактный монастырь в Архангельске, очень даже просто.
Сами не попадитесь на этот крючок, и предупредите других. Очень грустно, что многие из людей, о ком думают, что они отпеты, на самом деле не отпеты.