За свою долгую историю славяне использовали несколько видов погребений. Наиболее ранние формы — оставление тела в дупле или на ветках деревьев. Дерево связывало мир живых и мир богов, и было, так сказать, «лифтом», отправлявшим умершего в мир богов.
 
Изменение религиозных представлений привело к появлению новых форм захоронений. Одна из них — обычай хоронить в земле в форме эмбриона. Считалось, что в этой позе человек был готов к новому рождению, потому что душа умершего не улетает на небо или в мир богов, а переселяется в тело младенца.
Позже стали в вытянутом положении. Человек как будто спит и готов проснуться для новой жизни. В этих представлениях есть сходство с и теорией реинкарнации, характерной для индуизма.

Кремация

К середине I тысячелетия нашей эры наши предки стали кремировать умерших. Это так же имеет в основе религиозные причины. Славяне, подобно многим другим языческим народам, были огнепоклонниками. Поэтому считалось, что после смерти душа пересекает реку Смородину, чтобы попасть в царство мёртвых. Название происходит не от ягоды, а от слова «смрад».
Славяне, подобно германцам и другим племенам, соприкасались с великой античной цивилизацией. Возможно, эти представления наши предки заимствовали у греков, у которых души умерших паромщик Харон перевозит через реку Стикс.

Есть и другие влияния. В VIII – IX веках на земли славян приходят «люди севера» — норманны или викинги. Они сжигали павших воинов в ладьях. Этот способ стали использовать и наши предки. Разные формы кремации использовались до конца X века, времени победы христианства.

Погребальный костёр

Погребальный костер назывался Крада. На дрова для него рубили берёзу или дуб, что имело и сакральный, и практический смысл. Береза, к примеру, была священным деревом, и хорошо горит. Дуб – дерево верховного бога Перуна. Поэтому душа умершего после сожжения попадает под покровительство верховного громовержца.Покойника помещали либо на деревянное возвышение, либо в ладью. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в ином мире, ему клали с собой еду, бытовые предметы, обереги и амулеты, иногда животных — домашних птиц, зайца и даже тотемного покровителя славян — медведя. Набор в дорогу мог отличаться в зависимости от племени. Иногда в погребениях находят даже остатки птичьих крыльев. Они должны были помочь усопшему воспарить в горные миры.

Для того, чтобы знатным покойникам не было грустно в одиночестве, заодно умерщвляли девушку, добровольно согласившуюся сопровождать своего повелителя в мир теней. Их тела помещали в ладью, которую сжигали. Вокруг крады сооружался дополнительная ограда из соломы. Она отделяла мир живых и мертвых и олицетворяла собой реку Смородину.

Обряд и тризна

Обряд начинался с закатом солнца. Считалось, что душа увидит заходящее солнце и будет следовать за ним в царство мёртвых. Волхвы читали молитвы и проводили священные обряды. После все собирались на тризну и поминали ушедшего в мир иной. после того как костер погас, либо утром, на месте насыпался курган.

Кости и прах собирались в горшок. Его помещали в специальный домик на столбе: домовину, голубец или бдын. их ставили либо у дороги на запад, то есть к закату, либо прямо на могиле.

Считалось, что в этих домиках обитают души умерших. Даже после распространения христианства, когда покойников стали хоронить в земле, сверху все равно ставили похожие столбы с крышей. Затем стали ставить просто крест с крышей. Эта традиция жила примерно до 19 века.

Добавить комментарий