feofan

АВТОР СТАТЬИ

Святитель Феофан Затворник

Предисловие

Перед нами письма великого русского святого, известного богослова Святителя Феофана Затворника. Здесь собраны ответы на письма его духовных чад, которые спрашивали его обо всём. Святитель, обобщая опыт Церкви, Святых отцов и свой собственный опыт, давал простые и ясные ответы.

Этот выпуск посвящен христианскому отношению к болезни и смерти, с которыми мы так часто встречаемся в жизни, и всегда эти встречи связаны со скорбью, отчаянием, унынием.

Вот немощный старик, измученный старостью и болезнями. Вот мужчина, некогда полный сил, а ныне сломленный тяжким недугом. Вот юноша, строящий планы на будущее, но мечты которого рушит болезнь. А вот невинный младенец, первым чувствами которого на земле были страдание и боль.

Болезни и страдания неразлучные спутники, сопровождающие нас в жизни с самого рождения.

Рядом с болезнью идёт ещё одно испытание, которое одних ввергает в страх, других понуждает любыми способами изгладить воспоминания об этом. Это испытание — смерть. Сколько горя она приносит нам. Как велика скорбь супруга, потерявшего свою половину. Как велико страдание матери, лишившейся своего ребёнка.

Столкнувшись с этими испытаниями можно возроптать и усомниться в величии Божьем. Ведь если болезни и смерть неизбежны, то и наша жизнь становится несправедливой и бессмысленной. Разве справедливо то, что у одного прекрасное здоровье, а другой страдает тяжким недугом. За что именно ему такое наказание? Разве справедливо, когда смерть похищает одного из двух близких людей. Неужели они были хуже тех, которые прожили жизнь в благополучии? Как нам смириться с мыслью, что всё нажитое трудом приходится в один миг терять пред лицом смерти.

Советы, данные Святителем, помогут нам отойти от тех ценностей, которые навязываются нам падшим миром и взглянуть на жизнь так, как учит нас Евангелие.

ГЛАВА 2.

Смерть.

3. Душа после смерти

Память смертная

Чувствуете изнеможение и думаете, что это дверь к исходу. Немощность напоминает о смерти; но не пророчит о часе ея. Принимая однакож напоминания не непристойно готовиться к ней. Как вы постоянно немощетвуете, то вам легко сродниться с мыслию об исходе, по примеру пр. Никанора, и он не застанет вас нечаянно. Блаженна память об исходе; она с памятью о Господе — крепкая основа христианскому благонастроению духа.

Сны, вами прописанные — все хороши. Но к чему они даны? В утешение и укрепление духа, да не малодушествуйте, и на утверждение мысли об ином мире, яко не далече от нас сущем, и в удостоверение об общении с ним. Это милость Божия!

(№ 1435 письмо 1043 вып. 6 стр. 18)

***

Хорошо, что любите память Божию… прилагайте к ней еще и страх благоговейный. Память смерти не подавляет и не угрюмость наводит, а только возбуждает сторожевую бдительность над собою.

Юношеской веселости она не дает неудержимого разлива… и всему простору чувственности полагает меру и запоры. Вам желателен простор. Припомните, что не в шутку сказано слово о просторном пути…

(№ 1436 письмо 969 вып. 6 стр. 20)

Загробная доля умерших

Что делается с усопшими? -Тело возвращается в землю; а душа получает от Господа особое некое место по своему устроению, где и пребывает до окончания века, в чаянии радостном или в нечаянии ужасательном. То — закрытая для нас страна. Что там, с точностию неопределено…, тамошнее состояние вполне соответствует тому, как настроит себя человек здесь на земле. Как настроить — широко разъяснено в Евангелиях и Посланиях. Это и есть теперь для нас главное. Как цель не на земле, а в другом образе бытия; то разумно всю заботу обращать на то, чтобы добре приготовиться туда.

Не приготовимся… все пропало.

***

Спрашивайте, почему мы поминаем усопших? Потому, что так заповедано нам делать. А что заповедано, — видно из того что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось это поминовение. Значит это идет от Апостолов и Самого Господа. — Но умишко наш всюду суется со своим носом, крича: почему и почему? Всего лучше дайте ему верою искреннею щелчок по носу, — и присядет.

Можете, после сего сказать сему буяну… Слушай, дурень; отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет-ли кто путем праведным, или другим; так молимся и об отшедших не доискиваясь, причислены-ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они и живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие, — не разгораживаясь по полам умиранием.

«Участь их решена». — Участь отшедших не считается решенною до всеобщаго суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на милосердие Божие.
Усопшие не вдруг свыкаются с новою жизнию. Даже и у Святых некое время держится земляность. Пока то она выветривается, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному. Третины, девятины и сорочины указывают на степени очищения от земляности.

Есть догадка, что сии 3,9,40 — соответствуют каким-то поворотам в образовании младенцев в матерней утробе. Видения были… и они благонадежнее в определении, чем наши догадки. Догадки — шаткое дело. Я думаю, что видения только подтвердили, а дело уже было в ходу в Церкви Божией, — и было от Апостолов.

Вы добре говорите, что любите молиться за усопших. И продолжайте любить. Мы не можем не поминать родителей, братьев, сестер, родных и знакомых. И как ни кричи умишко: «почему»… сердце все будет свое делать — поминать.

22 декабря 1886 г.

(№ 1474 письмо 948 вып. 6 стр. 40)

***

Милость Божия буди с вами!

Да упокоит Господь душу усопшей рабы Своей Н. — матушки вашей! Неожиданная смерть. Потому хоть печальная, неизбежна; но не чуждая утешений христианских. Зрелый плод! Прямо к столу Господню. Будем молиться об ней. Но не скорей ли от нея получим молитвенную помощь! Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро и кое-какие жертвы Господа ради; то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих. Такова матушка ваша! как и батюшка, как и брат!

Н.Н., конечно, тяжеловато будет. Но у ней достанет разума, чтобы не томить себя напрасными скорбными мыслями. Не видеть отходящих отца и матерь: будто ужасное что-то. Ничего тут нет кроме утешения. Бог отводит ради того, что может быть пред лицем отходящих она не выдержала бы горя. Как слабую, Ангел Хранитель отводил ее в сторону. Дорого благословение отходящих. А оно было несомненно, и, может быть, ради отсутствия еще сильнее простиралось на нее, чем бы когда она была присуща.

Благословенье не потому сильно, что слышится, а потому что усердно изрекается. Если этого усердия не заподозрит она, — что смущаться? Паче всего гадать при этом не следует, как будто и прежнее и это отсутствие означает что-либо карательное или внушительное. Все от Господа и все ко благу. Да утешит Господь всех вас. Прошу молитв у всех о мне многогрешном.

Ваш богомолец Е. Феофан.

17 июня
(№ 1468 письмо 393 вып. З стр. 146)

***

Милость Божия буди с вами!

П… С…!

Упокой Господи душу усопшаго раба Божия С. Путь совершен добре; путник радостно входит в родной дом. Плавание кончено; ненужная ладья разбита и брошена, а пловец пошел с накупленными товарами к Царю града великаго, чтоб получить должный почет и барыши с процентами.

А мы здесь сидим. Есть басня, что павлин с перьями своими величался пред другою птицею без перьев таких. А как пришла нужда лететь, та птица улетела, а павлин остался на месте, только в зад посмотрел. Похоже? С.С. к небу полетел, а мы тут сидим.

Ну что же нам теперь, плакать или еще что? Я думаю, радоваться за С.С-ча. Слава Тебе, Господи! Не будет уже более маяться на этой прескучной и прескудной всем земле. Может быть за себя поплакать надо? Не стоит… Много ли тут осталось? День — другой и сами туда же пойдем. Я всегда был той мысли, что по умершим не траур надо надевать, а праздничные наряды, и не заунывныя петь песни, а служить благодарный молебен. У нас все к верху ногами перевернулось.

Что останкам тела умершаго надо отдать некий почет, это совершенно справедливо. Но зачем у нас к этому телу обращаются, как к живому лицу? Удивляться надо. И С.С-ч жив… Какой он там молодец, какой красавец! Какой чистенький-светленький! Еслиб взглянуть — засмотрелись бы… А мы, насмотревшись на тело его: синевато, глаза впали и проч… воображаем его таким… Этот самообман и раздирает сердце. Чтоб не раздиралось сердце, надо этот обман разогнать… Потом придет в голову сырая могила, мрачная… Увы! Бедный С.С.! А он в светлом месте, в состоянии полном отрады, свободный от всех связанностей. Прелесть, как ему хорошо…

К довершению горя думаем: умер, не стало… А он и не думал переставать быть… И все также есть, как был вчера накануне смерти, только ему хуже было, а теперь лучше. Что его не видать, это не потеря. Он бывает тут же… Отшедшие быстродвижны как мысль. Я думаю, что С.С. смотрит у меня из-за плеча, что я пишу, и верно одобряет все…

Потом он сейчас к вам порхнет… И если увидит, что вы хмуритесь, покачает головою… Вот скажет мудрецы… Ничего не видят и видеть не хотят.

Пишу все сие в утешение вам и особенно Е.В. Надо переработать наши представления и утешение будет с нами.
Ну немножко не сплакнуть и не сгрустнуть нельзя. Но силою представления пересилить можно, и утишить и совсем прогнать скорбь. Матушка Е-та В-на и С.С. с вами, только иным образом. Извольте сему поверить и перестать крепко тужить. Господь да утешит вас всех!.. Прошу молитв

Еп. Феофан
(№ 1469 письмо 373 вып. 3 стр. 149)

Общение с умершими

Милость Божия буди с вами!

Спешу сказать вам хоть слово — другое, чтобы застать вас здесь.

В ваших мыслях об общении с отшедшими много поэзии. Но как это так оживляет, умягчает и назидает сердце ваше, то я думаю, что так делать безгрешно. Да свободен ли кто от подобных мечтаний.

Что отшедшие живы, только другою жизнью, живут сознательно, пребывают в общении между собою по тамошним условиям и порядкам, и на нас посматривают и к нам приходят, слышат наши молитвы о них, и о нас молятся, и делают нам внушения, все по тамошним законам и порядкам, а не как вздумается, — это должно считать положительно верным, хотя ничего определенного по всем этим пунктам сказать не можем. Бывает и здесь на земле проявление сочувствия душ, по коему душа душе, по поговорке, весть подает. Подобныя сему взаимодействия можно допустить и у живых с умершими, или отшедшими. В письмах о том, «Что есть духовная жизнь» указывается всемирная стихия — эфир. По ней действия душ одной на другую, — могут проходить, как электрический ток по телеграфной проволоке. Препарат телеграфный тут есть сердце…

21 июля 1891 г.
(№ 1471 письмо 975 вып. 6 стр. 30)

Загробная участь христианки

Давеча утром о.архимавдрит прислал записочку с извещением от Н. о смерти Н.Н. Упокой Господи душу ея! Вы писали, что будете очень горевать о ея смерти. Не погоревать нельзя, а очень горевать совсем не следует. Умерла не она. Она жива, только перешла в другую комнату и, надо полагать, в другой уже ходит одежде. Так и воображайте ее… что она жива, только в другом месте и в другом виде. Можно бы скорбеть, если бы не было основания веровать, что она обретет милость у Господа. Какие на ней грехи?! Веровала и работала Господу, сколько сил было. Как нет человека без греха, были, конечно, и у ней свои. Но вот Господь послал болезнь тяжеловатую… и ею отребил все эти грешки, немощи и неведения. За что же после сего останется карать ее правде Божией? Не сомневаясь же, что она обретет милость Божию, какой смысл в плаче и сокрушении безмерном? Лучше молитесь и молитесь с духом покойным и богопреданном… Да надолго ли разлука?! Ведь, ныне — завтра и мы туда же перейдем. Да будет Господь милостив ко всем нам!

4 февраля 1879 г.
(№ 1488 письмо 429 вып. 3 стр. 153)

Состояние людей по преставлении тела

Милость Божия буди с вами! Нельзя не поскорбеть: такова уж душа наша; но в меру, и при том небольшую. Что главное у человека, тело или душа? Душа главное. Когда душа жива, человек жив. А когда умирают, что умирает, душа или тело? Тело; а душа остается жива. Стало быть умершие — живы; живы и ваши родители. Они только отлучились от вас и стали жить в другом месте. Туда же и вы в свое время перейдете, — и увидитесь. Разлука у вас только временная. Потому и говорю, что не поскорбеть нельзя; только немножко, как скорбят, когда выезжают из дома в школу.

Так случилось у нас, что умерших мы воображаем такими, какими они были, когда лежали на столе в гробу… и затем, как они в могиле, и даже причитываем: как тебе там темно, как тебе там сыро… А между тем, тут совсем нет тех, кого оплакиваем. Они в другом месте, и даже около нас, только в другом совсем виде.

Они и общение с нами продолжают, прямо с душою, а мы за хлопотами не чуем. Так, вместо скорби безполезной для родителей ваших, и вредной для вашего здоровья, извольте, воображая их живыми, вести с ними душевную беседу. И это не всегда будет мечта, а иногда будет сопровождаться действительностию; ибо они бывают с вами…

(№ 1473 письмо 730 вып. 5 стр. 13)

Крест загробный

Прошлый раз, понуждаясь писать вам и, не имея частных предметов для писания, я думал навесть вас на представление того, что встретите тотчас, как отделитесь от тела. Но, слава Богу! «Болий есть иже в нас, нежели иже в мире». Почему коль скоро в нас сей Болий, нечего бояться. Умершему дают в руки крест. Тут большой смысл… — Сила победная! Но ведь рука сия уже не поднимется на поражение… и крест силен там «другой».

Кто в продолжении жизни вообразил в себе самом крест подвигами и делами самоотвержения, тот сам есть крест победный. Имеется ли основание вас почесть такой — распятою со страстьми и похотьми, или нет, извольте решите сами. Разложите архивные записи (память) пересмотрите все, и решите своим судом совестным. Если чаете, что получите благоприятное решение добре… А если нет?! Этому «нет» думается места нет. Не забытлив Бог, чтоб забыть пройденное вами и подъятое.

А что допускалось не Божие, то смыто слезами покаяния, и не видится уже и не читается более — в книгах животных. Светел да будет упованием лик души вашей, и благонадежно воззревание мысленно на Господа, благоволительно взирающаго на вас… и готоваго простреть десницу Свою всемощную приять вас… и перенесть во мгновение ока, пред Себя, а затем и на место ваше. Блажен путь, имже идете вы днесь. Яко уготовася вам место упокоения. — Буди! буди! Заступница усердная! всех нас заступи!

Хоть я говорю вам все о загробном, думается же мне, что вы еще скрипите… год — другой; а может быть и совсем оправитесь. Но все воля Божия да будет!

(№ 1464 письмо 1015 вып. 6 стр. 34)

Первая загробная встреча

Стоя пред вратами смерти, конечно, вы помышляете и о том, что тотчас за ними сретает душа ваша.

Припоминаю, что кто-то рассказывал, что там душу встречают все, о которых и которым она молилась в продолжении жизни. Как это утешительно! Как милостив Господь к нашим душам, что повелевает ведомым им душам и духам сретать их, тотчас при вступлении в неведомую еще им страну!! Но дошли до нашего сведения и другие встречи… Враги себе сюда же подстревают, — и будто не отстают от души, всячески смущая ее, изблизи или издали… пока не вступит она во врата Божии… Да укрепится душа верою мужественно и не боязненно воззреть на них — немощных. Как прах развевает их душа, верою и упованием вооруженная. Воззвания к Господу, как стрелы молнийныя поражают… И исчезают.

К душе сильной не могут они подступить, и издали строят страшилища и шумныя воздвигают гласы, чтоб поколебать веру и затмить упование нечаянием. Но власти никакой не имеют. Тут же Ангелы Божии блюдут душу… Все решает суд Божий милостивый.

Воззревайте сильнее веру в Господа Спасителя нашего и уповайте на Него. В сии орудия облекшись, не доступны будете врагам. Духовныя расположения вкорененныя в сердце вашем, тоже что газы в аэростатах… Тотчас увлекут душу вашу горе, — и врагам не поспеть за нею. Господь да благословит путь вам!

Это пишу про случай. На деле же у меня есть уверенность, что вы еще поживете. И благослови Господь пожить вам!

(№ 1472 письмо 993 вып .6 стр. З7)

4. Поминовение усопших

Об усопших

Милость Божия буди с вами!

Что пишите о П.А-не, и я так думаю. Милостив Бог! За чем же печалиться-то? Когда бы не было надежды, что она милость обрящет, то надо бы убиваться; а так как есть, нечего скорбеть. На много-ли мы отстали от ней? Не обернешься, как позовут.

Пусто стало. Да, ведь, она жива и бывает иногда у вас. Стало не пусто. Она, небось, смотрит, как вы печалитесь и качает головой. Экой мудреный, подумаешь, народ. Жаль им, что Бог избавил меня из темницы сей. Радоваться бы, а они скорбят. Если б она явилась вам и вы стали ее просить, чтоб опять вошла в тело; она и руками и ногами, ни за что не согласится. В эту дрянную конуру лезть! Помилуй Бог.

25 февраля 1879 г.
(№ 1466 письмо 408 вып. З стр. 145)

О загробном предвозвещении смерти

Вы получили от матушки своей предуведомление, что умрете. Что же? Общий путь!.. Благодарите Господа, что дано такое напоминание и приготовьтесь. Хоть может быть это и не совсем скоро будет, но все же будет. К готовому смерть никогда не приходит рано.

28 января 1884 г.
(№ 1448 письмо 436 вып. 3 стр. 142)

Горесть об умерших

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую, что поспешили известить меня о смерти Костромского владыки. До вашего письма мы не знали о сем, а в газетах кажется, дня через три увидели известие о сем.

Я не умею горевать об отходящих, когда уверен, что они отходят ко Господу. Как горевать о них, когда они радуются? Если они видят нас (а точно, видят), то как им неприятно видеть наши слезы! Сказал бы, что плачем о себе, что их теряем, и это не ладно. Ибо они не перестают быть близкими к нам, только невидимо, вместо видимаго… они еще ближе становятся к нам. Ибо видимое бытие разделяется пространством, а невидимое сокращает разделение…, так что вспомни о владыке (только сердечно-живою памятью), он тут и есть. Понимая так дело, я никогда не плачу и не горюю об умерших… Это со времени смерти батюшки и матушки. Они умерли через две недели друг от друга… Когда узнал об этом…, какое налегло тяжелое и мрачное облако!.. Но в тот же момент пришли мысли немрачные и всю тьму разогнали… Утешился, и ни слезинки… Я верую, что это мне внушил Ангел Хранитель. С тех пор, я делюсь этою верою со всеми.

Благослови вас, Господи!

Молите Бога о мне грешном, ваш богомолец
Е.Феофан

27 мая 1887 г.
(№ 1480a письмо 424 вып. 3 стр. 155)

Поминовение умерших

Милость Божия буди с вами!

Вы все тужите о Владыке и не надеетесь перестать тужить. Господь да утолит скорбь вашу! Восставьте ту уверенность, что Владыке там очень хорошо и что он не лишен вместе с тем возможности иметь свойственное таинственному его состоянию общение со всеми любящими его и молящимися о нем. Если верите сему, то поверьте, что он бывает у вас. Если бывает, то вы стало быть теперь получаете то, чего при жизни его не имели.

Вы думаете, что и время не уврачует скорби вашей. Это не так. Останется наконец тихая — не скорбь, а утешение приносящая память. Сам Владыка постарается наградить этим вас за такую любовь к нему. Вы обещали мне брошюрочку о его кончине и похоронах. Жду.

Так ли вы поминаете? Так, так. Безкровная жертва возьмет вашу слезку и принесет пред Господа. Сердечное поминовение — главное с нашей стороны, а со стороны Божией Церкви — безкровная жертва. Вместе оне делают полное дело поминовения.

6 августа 1877 г.
(№ 1480 письмо 424 вып. 3 стр. 157)

***
(Написано к о.Архимандриту Задонского Святого Тихона монастыря Димитрию)
И относительно поминовения: однажды в неделю всех поименно помяните, а в прочие дни по части, а иногда даже общим молитвенным поминовением: «помяни Господи всех, коих поминаю», а поминаемых не повторяйте имена, а только мысленно просмотрите. Ибо Бог мысль видит, а не слово.

22 января 1879 r.
(№ 1482 письмо 1 вып. 1 стр. 121)

***

Мысль, что когда кто живо представится и стоит пред оком ума, то это значит, что он просит помолиться, есть истинная мысль… И так делать хорошо. Есть общение душ; и душа душе весть подает. Прочее у вас в порядке… (Одно только не в порядке, то, что последния письма писаны неразборчиво).

(№ 1501 письмо 965 вып. 6 стр. 53)

***

Упокой Господи супруга вашего. Тамошние ощущают, когда от сердца молятся о них. И это служит для них великим утешением… и отрадою.

(№ 1481 письмо 1365 вып. 8 стр. 122)

***

Относительно записи на поминовение сделайте так: выберите из светских и не светских, кого душа выберет, пока исполнится число имен, какое у вас предназначилось, а о прочих припишите: и всех сродников и знаемых. Бог знает, кто сии сродники и знаемые. И будет вспоминать их, — «если» Ему нужно напоминание.

2 января 1880 г.
(№ 1485 письмо 507 вып. З стр. 162)

***

Что неутомимо поминаете знакомых, живых и усопших — се добре!
Милостыня духовная — особенно для отшедших.

26 февраля 1881 г.
(№ 1458 письмо 510 вып. 3 стр. 162)

Смерть при кораблекрушении — смерть равномученическая

Милость Божия буди с вами! Поразила вас участь «Русалки», и бывших на ней… Кого же она не поразили?! Все поражены, — и больше всех Государь… Но не имеем ли мы возможности найти утешение в обетованиях христианских?! Кажется имеем. Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем. Станем мерять сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положении были все эти лица? В положении исполняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих? Богом определенных и Богом награждаемых? Да! Морское воинствование одинаково ли с воинствованием сухопутным? Да! и думается, его надо поставить немного впереди и выше… Теперь судите — люди исполнявшие свой долг, внезапно захвачены смертию и отошли в другую жизнь, как их там встретят? Конечно без укора… и при том как исполнителей своего долга… Говорит Господь: в чем застану, в том и сужду. Так и их судить будет, — т.е., как исполнителей своего долга. — Исполнителям же долга предлежит добрый приговор… Теперь поставьте сие решение с тем вопросом … Зачем мы живем? Живем, чтобы, поживши здесь, на том свете встретить добрый приговор, и соответственную тому участь. Не видите ли, что отошедшие от нас на «Русалке» бывшие ничего не теряют в отношении к главной цели нашего существования? — И утешьтесь!
Прибавьте к сему, смерть их была ли сладка или мучительна? Я думаю, что подобную мучительность испытывали только великие мученики… Хоть она была непродолжительна, но меры ей определить нельзя… За что потерпели они сию мучительность? За исполнение долга. Так терпели и все мученики… и следовательно скончавшиеся по причине крушения «Русалки» должны быть причисляемы к сонму мучеников. Я не колеблясь решаю, что как разбойник со креста прямо в рай поступил, так и они. — Я желал бы, чтоб все матери и отцы, братья и сестры, — и жены — умерших тогда прочитали сии строки, поверили истине их, и утешились. Я почитаю смерть их, в отношении ко спасению вечному, лучше смерти всех, кои в ту пору умирали, будучи окружены родными и знаемыми. — Да упокоит Господь души их в Царстве Небесном!

1 ноября 1893 г.
(№ 1462 письмо 202 вып. 1 стр. 113)

Молитва при смерти брата

Что у вас была за молитва при смерти брата? «Господи, подыми его». Выходит по вашим словам, что жизнь здесь счастье на счастье, а смерть дверь страданиям. На деле же смерть дверь в отечество для блаженной жизни. И спрашивать надо: зачем оставаться здесь? или — слава Богу, наконец отбыл домой! Зачем взят брат? Затем, что заслужил покой.. а вы ещё потерпите.

(№ 1405 письмо 941 вып. 5 стр. 7)

Сила посмертного поминовения по заказу

Милость Божия буди с вами!

В последнем письме вы завидовали тем, кои имеют возможность, по смерти своей, многих расположить к молитве о себе Бога богатою раздачею пособий нуждающимся. Неужели вы это серьезно говорите и думаете так?! На самом деле об этих распоряжениях можно сказать только, что они «не ничто», а имеют свою силу, однако не бузусловную. Это помогательное средство, а не главное, и потолику сильно, поколику в силе главное. Главное же — «дела» благочестия, правды и любви с самоотвержением и искренннее «покаяние», восполняющее все недостающее в сих делах и заглаждающее все противоположное им, при полной вере в Господа Спасителя и во все досмостроительство спасения. Когда это главное есть, дело спасения безопасно, а когда нет, оно в опасности крайней, и то, чему вы завидовали, окажется запоздалым средством.

Делами такими теперь надо запасаться, или лучше такое стяжать благонастроение, которое обычно выражается в таких делах. У вас, кажется, дело это так и идет. Да поможет вам Бог до конца быть в таких порядках.
Радуюсь, что у вас все добре и утешаюсь тем, желая вам всякого блага и душевного и телесного. Будьте здоровы и благодушны.

Мое здоровье в порядке. Есть стариковские немощи, но такия, о коих и говорить не стоит… Благослови вас, Господи, всех и все дела ваши.

Ваш доброхот
Е. Феофан

27 ноября1889 г.
(№ 1484 письмо 513 вып. З стр. 161)

Как поминать умерших в сектанстве?

Где души грешников не успевших оправдаться здесь?

Что такое мытарства.

Что такое чистилище?

Милость Божия буди с вами!

Замедлил я ответом вам. Прошу извинить. Спрашиваете, как поминать умерших в сектанстве родителей ваших! В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них, обращаясь к безпредельной милости Божией, и ей предавайте их участь. В Церкви же нечего поминать. Церковь молится о чадах своих, да сохраняют веру свою и преспевают в ней, о сущих же вне Церкви молятся — обратить их к вере и присоединить к Церкви. Как обращение сие должно совершиться здесь на земле, то и сила молитвы сей ограничивается пребыванием на земле тех, о коих идет молитва. Церковь есть живой союз всех верующих, кои все, сочетаваясь во едино под единою главою — Христом Господом, составляют единое тело. Составляют ее верующие и живые и умершие. Неверующие — и живые и умершие — суть вне ея и вне Господа Спасителя главы ея. Здешние неверующие призываются, и если воспользуются сим здесь и внидут в Церковь, — то и там таковыми же будут, т.е. чадами Церкви. Спаситель говорит: «иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет». И еще «кто не крестится водою и духом не внидет в царствие Божие»! А это на земле должно совершиться. И еще на небе разрешенным явится только то, что разрешено на земле. Были такие опыты, что когда кто из достойных царствия умирал с каким-либо грехом неразрешенным, то Господь присуждал ему возвратиться на землю для докончания недоконченного. Умирающие вне веры и Церкви похожи на самоубийц… О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе неразрешенном, — не очищенном покаянием… Горько это слышать любви вашей о родителях своих… но к ним можно приложить., что положено о младенцах, умерших без крещения.

Последние предаются безпредельному милосердию Божию. И вы предайте Богу участь родителей своих, и молитесь о них в своей частной молитве, сотворить с ними по сему милосердию и по вере вашей в сие милосердие.

Где души грешников, не успевших оправдаться здесь? В каком-либо месте, определенном для них Праведным Судиею. По смерти бывает частный суд, на котором определяется участь грешников… Но окончательное решение их участи последует на всеобщем Страшном Суде. До того они только ждут сего страшного момента… ужасаются и страдают от того. — Что такое чистилище? — Чистилище есть пункт веры католической. Это место, на котором неочистившиеся грешники здесь очищаются. Очищение совершается мучениями, соответственно грехам. В него поступают все, в которых есть какая-либо нечистота греховная. — В Православной Церкви нет такого ученья, а есть верование, по коему умершие с покаянием и причащением, но не успевшие понести исправительных подвигов или эпитимий, восполняют сие молитвами о них Церкви и милостынями за них, и конечно, своими там молитвами. Они живут в надежде и не страдают, не в муках суть. Это похоже на чистилище, но не то же.

Что мытарства? — Это образ частного суда по смерти, на коем вся жизнь умирающего пересматривается со всеми грехами и добрыми делами. Грехи признаются затлажденными противоположными добрыми делами или соответственным покаянием.

Найдите «Четьи-Минеи месяц март». Там под 26 числом описано прохождение мытарств св.старицей Феодорой. -Мытарства проходят все умершие в жизни неоправдавшиеся грешники. Совершенные только христиане не задерживаются на мытарствах, а прямо светлой полосой восходят на небеса.

Благослови вас Господь сохранить вашу ревность об угождении Богу и по ея влечению без жаления себя совершать все, что совесть ваша признает потребным для вашего спасения.

19 мая 1893 г.
(№ 489-91-92-93-94 письмо 479 вып. З стр. 163)

5. Страшный суд

Смерть и суд

Время коротко. Час — другой — и смерть. Подавай отчет! И нельзя сказать, что записи забыл держать: ибо все дела уже там. Нас ждут для прочтения и рукоприкладства… что все, так, и возражений или оправданий нет. Тотчас — сверят с законом и приговор… Когда бы на столько лет?! Но там лета безлетныя. Горе нам! А сокрушаться нет охоты! И грех-то бросить не желаем… Как же это быть?! Буди воля Твоя, Господи, имиже веси судьбами спаси мя.

Будьте здоровы и веселы. Ваш богомолец
Е. Феофан.

10 декабря 1874 г.
(№ 1463 письмо 779 вып. 5 стр. 12)

Страшный Суд

Предсказания уж сколько раз бывали, — что вот-вот конец лета. И все невпопад. — Спаситель сказал, что никто не знает времени. Нечего потому гадать и смущаться гаданиями других. Что будет второе пришествие, то несомненно. И то несомненно, что оно будет внезапно, — при всех предзнаменованиях великих. Остается нам только ожидать непрестанно Господа, и готовиться к сретению, не гадая о времени.

(№ 1495 письмо 1299 вып. 8 стр. 122)

***

Помоги Господи год наставший провести в страхе Божием. — Не к тому ли и сон ваш?! Страха Божия ничто столько сильно не поддержит, как память о Страшном Суде. Духу же уныния от этого поддаваться не следует. А следует только осмотреться хорошенько кругом, и что окажется неугодным Господу, то тотчас устранить и если нужно, очистить покаянием. Тогда, положась на милость во всем Божию, останется только благодушествовать. Господь и на Страшном Суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была.

13 января 1873 г.
(№ 1496 письмо 392 вып. 3 стр. 169)

Чем оправдаться на Страшном Суде?

«Не имеете, чем оправдаться на суде… дел нет». Делами оправдаться нечего и думать. Оправдание всецело идет от всех в силу крестной смерти Господа. Но есть побочности, кои тоже стоят как условия… и хотя в совершенстве мы их представить не можем, но можем искренно желать их и искать, — некий успех представить… посильный, но в меру всей нашей силы… Варваре Александровне я задал задачу — решить, в чем состоит «добрый ответ» на судище Христовом, о коем молимся в просительной эктении… и написать ответ. Вот вам то же пришлось написать. Буду ждать ответа. Но Варваре Александровне я приписал: хоть целый век не решит… пусть… только бы каждый день и час думала о сем.

А вам что написать? Вы «решите — тотчас и напишете».

(№ 1499 письмо 1031 вып. 6 стр. 43)

Геена

Как св.отец благодарен за геену?! — По сознанию, сколь великое для нас благо в том, что Бог открыл нам о геене. Если и зная, что есть геена, мы так безпечно грешим, что бы было, еслиб не знали о том? — Теперь все же иной грешит — грешит, — и призадумается.

(№ 1496 письмо1342 вып. 8 стр. 123)

Кладбище

Кладбище! Что за нужда о нем хлопотать? Где ни похоронят все одно. Душе же какая помощь от места похоронения тела?..

Помните сказание, что из церкви то выходили… Ну вот! Коли что неладно в душе, не сдобрить того похоронами.

3 марта 1881 г.
(№ 1490 письмо 433 вып. З стр. 170)

Добавить комментарий